Блог Andrew VK (a_kudryavets) wrote,
Блог Andrew VK
a_kudryavets

Category:

Как и откуда появилась христианская символика, часть 1

Новая редакция статьи от 2014 года

Историчность Иисуса Христа (И-Х) - предмет серьёзных научных дискуссий, хотя складывается впечатление, что ряды противников реальности И-Х не идут ни в какое сравнение с армией сторонников. В активах последних и "достоверные" описания жизнедеятельности богочеловека, мало чем отличающиеся от "биографии" Аполлона, и, конечно же, многочисленная символика, о происхождении которой пойдёт речь ниже.

Не менее любопытен и тот факт, что альтернативные историки практически не сомневаются в явлении И-Х народу - спор идёт лишь о дате и месте пришествия, причём к признакам хорошего тона относится аргументация в пользу исконно-посконности И-Х. На помощь взывается даже отвергаемый альтернативистами радиоуглеродный анализ (плащаницы).

Как бы там ни было, а список научно обоснованных свидетельств пребывания Иисуса в качестве исторического персонажа исчерпывается только библейскими мифами. В него мы не будем помещать бесчисленные "святыни", которыми духовенство окормляет доверчивых прихожан, ибо беспристрастным исследователям доподлинно известно, что все они - суть подделки. С этой точки зрения претензии на историчность, например, бога Амона-Ра столь же релевантны:

1.


Ну а мы перейдём к рассмотрению сути вопроса и проанализируем фрагмент сенсационной мозаики, обнаруженной израильскими археологами в 2014г.:

2.


Из её вида уже как бы следует непреложный факт того, что церковь построили христиане примерно в V-VI вв.н.э.:

В центре притвора, напротив входа в центральный неф, обнаружена надпись на греческом языке, содержащая имена Марии и Иисуса. В ней также упомянут благотворитель, благодаря которому была создана мозаика.

Надписи на мозаике действительно есть. В этом круге, например, легко прочитывается имя "Артемида":

3.


В круге слева упоминается благотворительность дьякона Зоргиса Гераклеса, а правее читается имя "Деметра":

4.


Эти имена совсем не христианские, а, скажем так, языческие. Но на подобные случаи у историков и теологов имеется заготовленный контраргумент: христиане строили церкви на месте старых, языческих, и поэтому случаются накладки в виде языческого антуража вокруг христианской символики. Применительно к данному случаю выходит, что христиане переложили часть мозаики, изобразив крест, а остальную, языческую, оставили в неизменном виде. Тогда следует признать, что дьякон Зоргис Гераклес строил языческий храм, а не христианский, либо он путался в символике и плохо отличал одну от другой. Но есть и другой вариант - путаются историки, не понимающие, как и откуда взялось христианство с присущим ему символизмом. Они уверены, что Альфа и Омега возникли в символике благодаря цитате из Библии (Откр. 1:8):

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель".

Попробуем взглянуть на слова И-Х с другой стороны. Представим, что у нас есть обычный крест, который необходимо связать с подходящей символикой, имея на руках текст Нового Завета. В нём И-Х говорит о себе следующее:

Я есмь хлеб жизни

Я есмь дверь

Я есмь пастырь добрый

Я есмь воскресение и жизнь

Я есмь путь и истина и жизнь

Я есмь истинная виноградная лоза

Я есмь испытующий сердца и внутренности

Я есмь Альфа и Омега

Я есмь Первый и Последний

Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя


При этом следует учесть, что И-Х якобы говорил на арамейском языке, в котором нет ни Альфы, ни Омеги. Если в качестве Альфы ещё можно притянуть арамейскую Алеф, то претендентов нам Омегу мы в арамейском алфавите не найдём. Из чего следует, что исходный язык Библии - древнегреческий, а не арамейский.

Почему бы в таком случае, пользуясь текстом Библии, на крест не водрузить звезду - она бы там прекрасно смотрелась, а под рукой - цитата из Нового Завета. Звезду можно дополнить булкой хлеба, виноградной гроздью и двумя рыбами, встречающимися в раннехристианской символике.

Но ничего этого на христианском кресте нет, а есть Омега, будучи незнакомая иудеям, поэтому вероятность того, что основанием для включения Омеги в каноническую христианскую символику послужил текст Библии, практически равна к нулю.

Чтобы разобраться с происхождением креста, Альфы и Омеги, необходимо изучать сакральную символику эпохи предшествующей христианству, а для этого как нельзя лучше подходят египетские погребальные стелы. Естественные вопросы: почему египетские и почему погребальные?

Ответ на первый вопрос. Библейская текстология имеет прямое отношение к Египту своим происхождением: почти все найденные ранее и обнаруживаемые поныне письменные документы с библейскими текстами - родом из Египта. Не исключение и т.н. Кумранские рукописи, только надо помнить, что территория Леванта задолго до нашей эры находилась под протекторатом Древнего Египта. Специалисты также давно заметили, что христианская иконография заимствует древнеегипетские мотивы, поэтому нет ничего неожиданного в заимствовании из Египта и символики.

Ответ на второй вопрос. Изначально погребальный культ был уделом фараонов, ибо только они могли на равных общаться с богами. В эпоху Среднего царства появляются первые ростки демократизации культа - он стал доступен элите египетского общества. А в Поздний период погребальный культ охватил все слои населения и стал таким же естественным, как и в наши дни. Отслеживая его массовые тенденции и характерные особенности, можно выйти на эпоху христианства, метафизика которого по аналогии с древнеегипетской религией базируется на эсхатологии, т.е. представлениях о загробной жизни.

Но предварительно разберёмся с красивой розовой гирляндой, которую несут две птички на илл. 2. Похожую гирлянду можно видеть в церкви "Умножения Хлебов и Рыб" (Табха, Израиль):

5.


Гирлянда предназначена для "венка оправдания" или "венка Осириса" (Манфред Луркер,"Египетский символизм"):

Начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения доказанной невиновности перед судом в потустороннем мире.

Как пример, погребальная камера Тиграна-паши ( ~1 век н.э.), Александрия (Ком эш-Шукафа):

6.


Усопший изображен в виде мумии Осириса, его окружают богини Исида и Нефтида. Под сводом погребальной камеры нарисован крылатый солнечный диск, Хор Бехдетский, под ним - цветочная гирлянда, приготовленная, чтобы стать венком. А по бокам стоят фигурки Хора олицетворяющие два солярных аспекта: восход и закат (они известны также в образе Хора Двух горизонтов - Хорахути). Эти два Хора-сокола на рубеже эр стали прообразом двух птичек, несущих гирлянду и повязывающих "венок Осириса". (см. также Приложение 1-3, 8).

Разумеется, гирлянда и венок относятся к осирическим мистериям и никакого отношения к христианству не имеют, тем не менее они встречаются в христианской символике, а сам ритуал сохранился до наших дней:

"Согласно церковному обычаю, перед отпеванием в церкви берут текст разрешительной молитвы на отдельном листе и венчик, который полагают на лоб усопшего. Разрешительную молитву читает священник в конце заупокойной службы, стоя у гроба лицом к покойному. В ней содержится моление о прощении умершему всех согрешений. Затем священник сворачивает лист в свиток и вкладывает в правую руку усопшего. В народе разрешительная молитва получила название “проходной”, “подорожной”."

Далее рассмотрим погребальные стелы Позднего периода и начнём с наиболее простого примера, относящегося к 900 г. до н.э.:

7.


Подобных стел довольно много и по сути они являются вотивными. Округлый верхний край обрамлён изогнутым иероглифом чёрного цвета, означающим небо. Под ним изображен крылатый Хор Бехдетский. Ниже идёт комбинация символов, означающих восток и запад. Два Анубиса в виде лежачих собак "охраняют" врата запада. Жук скарабей персонифицирует "рождение" солнца на востоке. На переднем плане показана сцена ритуала адорации - усопшая подносит дары верховному богу Ра. В тексте также упоминаются боги Осирис и Атум. Общий вывод таков: главный объект почитания - бог солнца Ра, а всё действо происходит под эгидой его крылатого аспекта - Хора Бехдетского.

На других стелах этого же типа часто отдают почтение Атуму, Анубису и несомненно Осирису. Но важно подчеркнуть, что на них также всё вершится под эгидой Хора Бехдетского. Казалось бы, зачем, если на последнем примере усопшая и так лично приветствует и одаривает бога солнца? Символ Хора Бехдетского отражает несомненный факт древнеегипетского солярного монотеизма - всё происходящее на земле свершается под его неусыпным взором. В этом мы будет убеждаться в последующих примерах. Другие древнеегипетские боги не обладают всеобъемлющей космической функцией - каждый из них "отвечает" за свой узкий участок. В этом смысле христианство заимствует древнеегипетский квазиполитеизм в виде института святых.

Пример более сложной по сюжету погребальной стелы, относящейся, ориентировочно, к греко-римскому периоду:

8.


Её "заглавие" (верхний сегмент) почти не отличается от предыдущего примера, кроме одного - иероглиф неба находится не на самом верху, а как бы отделяет "верхний мир" от нижнего, что отражает подвижки в космологии и отделение неба от мира богов.

Во втором сверху регистре - слева направо - показано, как Анубис уверенно направляет усопшего, изображенного в виде Осириса. По центру на постаменте сидит душа усопшего (Ба) в виде птицы с головой человека, перед ней стоит алтарь с дарами, которые освящает жрец. В центре следующего регистра изображен редко встречающийся символ бога Птаха-Татенена (греч. Титан), который олицетворяет не традиционные для древнеегипетской космологии два мира - Верхний и Нижний, - но и третий. Очевидно, самый нижний - подземный. Тело Татенена раздваивается на двух владычиц Уаджит и напоминает змееногого петуха. Татенена окружают Исида с Нефтидой. Крайний справа - бог Тот, перед ним - Анубис. Крайний слева - неразборчиво, перед ним - Сокар (аспект Хора). В нижнем регистре Тот и Хор освящают гроб с телом усопшего, пересекающего врата запада, охраняемых двумя псами-Анубисами.

Несмотря на очевидное различие рассмотренных двух стел, их объединяет одно - одинаковый заголовок. Отличия в мелких деталях не играют существенной роли. Заглавие, как было сказано выше, изображает только Хора Бехдетского в виде крылатого диска с неизменными уреями, смотрящими на западный горизонт и восточный. Но нам далее необходимо понять, как будет изменяться его символика в условиях массового производства стел в период демократизации погребального культа. Выписывать роскошные стелы слишком накладно для потребителя и чересчур трудоёмко для художника, поэтому неизбежна тенденция на унификацию и симплификацию символизма. Направление подсказывают сами египтяне:

9.
Стела Аменхотепа I, XVIII династия.


Здесь мы отмечаем указанную тенденцию уже за 1500 лет до Р.Х. Унификация символики Хора Бехдетского была закреплена на письме в виде иероглифов (см. в заголовке стелы):



Дальнейшая эволюция древнеегипетской письменности происходила преимущественно в Дельте Нила, где сформировалась особая культура, называемая ныне "древнегреческой". Причиной тому послужило заблуждение древних историков, увидевших в метаморфозе письма завоевание Египта чужеземцами. Результатом этих процессов стало появление новой символики, в частности символа Хора Бехдетского, который естественным образом редуцировался в букву Омега - ω. Поэтому имя Хора стало записываться следующим образом: ωρος (Χορ => ωρος). Но нам он больше известен по эпитету (Α)Πολλός ("могущественный, вседержитель"), т.е. Аполлон. Морфема "А" служит в нём для образования полного варианта имени. Центром культа Хора был город Бехдет (Эдфу) с греческим названием Ἀπόλλωνος πόλις μεγάλη (Великий город Аполлона). В его храме Хор Бехдетский предстаёт как в виде крылатого диска, в котором угадывается будущая Омега,

10.


так и в классическом облике:

11.


В мировой иконографии и мифологии он известен, как Георгий Победоносец, а в геральдике - как двуглавый орёл (Хорахути).

Применительно к теме нашего исследования можно констатировать, что все разновидности Хора на погребальных стелах выродились в конечном итоге в букву Омега. Но осталось ещё разобраться в семантике креста и буквы "Альфа". Для этого продолжим изучение погребальных стел, но имеющих более канонический вид.

Погребальная стела VII-IVвв. до Р.Х.:

12.


В первую очередь, её отличие от предыдущих - более чёткая организация пространства. Заголовок уже отсечён и детально его рассматривать мы не будем, т.к. от стелы к стеле он меняется крайне незначительно. Сцена под заголовком условно делится на западную и восточную в соответствии с направлениями уреев Хорахути, а пространство под сценой используется для текста. Левую часть пространства будем называть западной, а правую - восточной. В западном разделе усопший в сопровождении Анубиса дарит букет цветов богу Хору-Ра, в восточном бог Тот организует церемонию дарения цветов Осирису. Иконография стелы явно наследует признаки "Книги мёртвых", что не удивительно, имея в виду многовековую традицию хождения её в Египте.

Следующие две стелы будем рассматривать вместе, т.к. они мало чем отличаются:

13. 14.


В западном разделе усопший дарит цветы богу Хору-Ра, в восточном - Атуму. Бог Атум - аспект заходящего ("умирающего") солнца, поэтому он ассоциируется с западом. Возникает несоответствие и кажется, что наши "части света" надо поменять местами. Но необходимо учесть, что левое или правое расположение востока и запада зависит от направления взгляда. Если смотреть на север, то запад окажется слева, а восток - справа. Если же обратить взор на юг, то восток и запад поменяются местами. Рассмотрим ещё одну стелу:

15.
Стела Анкхфенхонса, XXVI династия.


Она как бы восстанавливает наш порядок: запад - слева, а восток - справа. Соответственно, можно предположить, что символ Хора - Омега, а буква Альфа символизирует Атума. Таким образом, возможны разные точки зрения и в том числе на горизонт. Чтобы не становиться на зыбкую почву натяжек и толкований, лучше проследить, какие тенденции вышли на "финишную прямую":


16. Надгробная стела Гермены 1 - 2 века н.э.


17. Надгробный рельеф, около 175 - 225 годов н.э


Рельефы надгробных стел лишились монументального пафоса и скорее относятся к бытовому жанру, что и следовало ожидать: заупокойная атрибутика органично подстроилась под культурный уровень массового потребителя, желавшего, "чтобы было не хуже, чем у других". В результате образы сибаритствующих граждан вытеснили всё, что последние считали лишним.

Для нас же они ценны тем, что дают окончательный ответ о семантике раннехристианских символов Альфа и Омега. Справа от усопших изображен бог Хор, символ которого - Омега (ωρος). Он же - единственный и любимый бог! Слева мы видим собаку, олицетворяющую Анубиса. Он не относится к персонам поклонения, которым требуются цветы и подношения. Анубис не вершит судьбы - он друг и проводник (см. Приложение 1), без которого страшно спускаться в подземный мир, ибо можно невзначай оказаться в Преисподней. Он всё расскажет, наставит на путь истинный и не даст с него сбиться, помогая усопшему миновать подстерегающие его на каждом шагу опасности.

Анубиса и Атума, представленных на последних погребальных стелах (илл. 12-15), объединяет одно - они олицетворяют запад, который назывался в Древнем Египте "Аменти". Т.е. усопшие "уходили" в Аменти, чтобы попасть в загробный мир. Но если присмотреться, то Альфа - это вовсе не буква. Во избежание разночтений, она представляет собой лигатуру из греческих букв Α (альфа) и Μ (мю) (от Ἀμένθης - "Аменти"):



Более внимательный взгляд на илл. 2,19,20,26,30,32,33 и др. убеждает в отсутствии на них Альфы.

Однако нелишним будет заметить, что буква Альфа вполне допустима в данном случае, т.к. не меняет общего смысла символики, как, например, в прекрасном баптистерии VI в. (Северная Африка. Келибия):

18.


На мозаике вместо лигатуры изображена Альфа. Видимо, в ряде мест ещё не знали о таком подспорье, как сакральная лигатура, означающая Аменти, и пользовались привычной Альфой. Но более занимателен факт попадания лигатуры в обычные тексты, что следует считать неизбежным. Лигатура, будучи сакральной, стала вытеснять "светскую" Альфу, придавая надписям более "веское" значение. Примеры использования лигатуры присутствует в тексте мозаики, которую мы читали в самом начале (илл. 4):

19.


Кресты всякие нужны, кресты всякие важны.


Выше мы рассматривали канонические погребальные стелы явно или неявно поделённые на три раздела: "заголовок", "западный" и "восточный". Схема деления похожа на букву Т. Добавим в соответствующие разделы сакральные символы: Хора Бехдетского - в восточный и Аменти - в западный:

20.


Мы получили известный в христианстве тау-крест. Его преимущество в простоте и лаконичности и, что немаловажно, в эстетике. Простой смертный мог ограничиться тау-крестом и не тратить силы и средства на роскошную стелу. Из приведённых выше соображений следует, что в тау-кресте изначально не было ничего связанного с Христом - он всего лишь отражает исторически сложившуюся погребальную традицию.

продолжение

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments